Антхрист (др.-греч. Αντίχριστος, «против (вместо) Христа») — персонаж христианской эсхатологии, исполнитель Библейского пророчества о противнике Иисуса Христа, выдающий себя за Мессию, но имеющий злую сущность.
В широком смысле термин относится ко всем, кто противится Христу или лживо утверждает, что является самим Христом или его представителем. Иисус Христос сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.» (Лк.11:23).
Представления об антихристе в разные исторические периоды
«Антихрист» — Лукас Кранах Старший, 1521 (В виде антихриста изображён римский папа, продающий индульгенции)
Представление об антихристе возникло не на иудейской, а на христианской основе, но его прообразы содержатся и в Ветхом Завете. В частности, в лице нечестивого Антиоха Епифана, царя четвёртой сирийско-македонской династии, стремившегося склонить иудеев к язычеству и водворить «мерзость запустения» (Дан.9:27, Дан.11:31, ср. Мф.24: 15). Предсказание о нём усматривается и в пророчестве о Гоге и Магоге (Иез.38:2; Иез.39:1, ср. Отк.20: 8 ).
Слово антихрист или антихристы четыре раза упоминается в первом и втором послании Иоанна Богослова. Иоанн говорит, что теперь (в I веке н. э.) появилось много антихристов (2Ин.2: 18), а «дух антихриста .. уже в мире» (1Ин.4: 3—9). Также обычно ассоциируется c антихристом «человек греха» и «сын погибели», о котором упоминает апостол Павел (2Фес.2: 3). По словам апостола Павла, это будет человек греха, но будет выдавать себя за Христа, за Самого Бога (2Фес.2, 2Фес.3 и след.). В конце концов этот посланник сатаны будет побеждён вновь явившимся на землю Христом. Ранние христианские писатели, такие как Ириней Лионский и Ипполит Римский, верили что антихрист придет из колена Данова.
Вследствие кровавых преследований христиан в Риме в царствование Нерона христиане привыкли смотреть на Римскую империю, в которой ещё евреи видели четвёртое царство (Дан.2: 40), как на сосредоточие всех враждебных Христу сил, а в Нероне видели олицетворение антихриста. Сохранившееся до V века сказание повествует, что Нерон не умер и снова придёт бороться против Царства Мессии.
В греко-восточной православной Церкви с XV века считали антихристом сарацино-турецкое господство Мехмедa II и в 1213 г. даже папу Иннокентия III.
Пришествие антихриста ожидалось в 1000 г., при начале крестовых походов, при появлении чумы, или чёрной смерти, голода и других бедствий в XIV веке. Некоторые видели антихриста затем в Наполеоне I(записав его имя как «Наполеонтий») в 1805 г. и в 1848 и 1849 гг. его усматривали в личностях тогдашних революционных деятелей. Наконец, звериное число 666 приурочивалось и к Наполеону III. Ещё Роджер Бэкон († 1294 г.), недавно Бенгель и Генстенберг, нашедшие число 1836, старались, подобно современным ирвингианцам, вычислить на основании Апокалипсиса точное время пришествия антихриста. У евреев позднейших времён также встречается представление об антихристе, обозначаемом под именем Армиллия (то есть губителя народов), как о чудовищном гиганте, рыжем, плешивом, 12 фут. росту и 12 же фут. толщины. Также в устной еврейской традиции существует легенда о царе Армиллие, противнике Мессии.
В старообрядчестве существует две основных концепции антихриста: чувственного (с возможной персонификацией в лице Петра I или других реальных личностей) и духовного, не имеющего физического воплощения, а действующего посредством приверженцев «никонианской» церкви и властей. Словосочетание «Пётр-антихрист» вне связи со старообрядчеством используется некоторыми современными историками, например, Андреем Буровским.
Начиная с XIII века в партиях и сектах, отколовшихся от Католической Церкви, принято было видеть антихриста в лице папы и римской иерархии. Это замечается уже во время Гогенштауфенов, Людовика Баварского, Оккэма, Уиклефа, чешского реформатора Яна Гуса и других. На основании текстов Нового Завета подчеркивается, что Антихрист - это не физическое лицо, ибо он был и во времена апостолов (1Ин.2: 18), и в последние времена (2Фес.2: 8 ). Это социальный институт, который будет действовать от имени Бога (2Фес.2: 4). Воззрения на папу как на антихриста символически перешло и в учение протестантов.